Вы, являетесь пилотом – инструктором и учите летать на наших самолетах «Саванна», «Вимана», так же на новом самолете «Z-602». Скажите, чем Вам нравятся эти самолеты?

Самолет «Вимана», хорош тем, что он относится к классу сверхлегкой авиации, он просторный, поскольку кабина у него шириной 1,03 м, это практически как у 4-х местной «Цессны» , имеет достаточно большой багажник и ,имея схему подкосного высокоплана, он имеет больше возможностей при посадке на неподготовленную площадку. Самолет обладает высокими скоростными характеристиками, от 50 до 180 км/ч. Для высокоплана, при чем цельнометаллического,с двигателем Rotax 912 ULS со 100 л.с. это оптимальное соотношение цены, качества и возможностей. Мы бы его рекомендовали для людей, которые уже обладают определенным опытом пилотирования самолетов. На «Вимане» давать первоначальное обучение довольно таки сложно, потому что самолет является более строгим. Он по своим характеристикам более скоростной, по компоновке он сложнее, чем «Саванна» , и говорить о первоначальном обучении на этом самолете не целесообразно. Самолет немножко сложнее в управлении, в нем работа с оборудованием во время полета усложняется, поскольку на самолете установлены винт изменяемого шага, автоматические предкрылки, и они требуют от пилота больше внимательности на разных этапах полета.

Что касается самолета Roland Z-602, то самолет уже выполнен по схеме низкоплана с положительным V крыла, что дает дополнительную устойчивость – компенсация опрокидывающего момента. Самолет более устойчив в горизонтальном полете, при посадке с боковым ветром. При чем с тем же двигателем Rotax и даже с винтом фиксированного шага, Z-602 абсолютно спокойно на крейсерских скоростях работает в режиме 180-190 км/ч. Недавний наш перелет Мензелинск – Уфа на этом самолете, занял около 50 минут, а расстояние было около 200 км. В самолете есть такая особенность: он выполнен по, так скажем, интегральной схеме, то есть часть фюзеляжа сделана несущей, то есть создает часть подъемной силы. Самолет имеет центроплан, к которому крепится крыло, которое уже имеет поперечное V. Так же есть особенность в управлении самолетом: разные ощущения в управлении по каналу крена и каналу тангажа. По каналу тангажа самолет очень чувствительный, поэтому надо аккуратно выполнять маневры, связанные с кабрированием и пикированием, особенно на больших скоростях, и он более вялый по каналу крена, иногда приходится его выводить с помощью руля направления. Возможно это было задумано изначально производителем самолета, поскольку киль выполнен цельноповоротным и это позволяет скажем так, делать интенсивные развороты и выводы из поворотов именно с помощью применения руля направления. Роланд это идеальный бизнес-турист, он имеет большой багажник вместимостью до 18 кг груза, но в практике нагружали и до 25 кг при этом не нарушалась центровка. Дальность самолета очень приличная, около 950 км, вместимость топливных баков 125 л. То что он цельнометаллический дает ему преимущества в надежности, долговечности и простоте его обслуживания. В самолете ощущаешь себя комфортно. Крылья оснащены винглетами, они убирают вихревые жгуты с законцовок крыла, что увеличивает диапазон скоростей, с которыми может летать этот самолет. Наличие щитков в отличие он закрылков позволяют производить их выпуск на больших скоростях, чем закрылки. Щитки используются при посадке и взлете, для улучшения характеристик посадки. Схема низкоплана, конечно, вносит свои особенности при посадке - самолет предназначен для эксплуатации на аэродромных площадках. Куполообразный фонарь самолета улучшает обзор, поэтому самолет интересен для воздушных прогулок. Плюс самолета конечно в скорости и дешевизне обслуживания. 

Что касается самолета «Саванна» скажу так: я еще не видел ни одного самолета, который по диапазону скоростей мог бы конкурировать с ним, от 40 до 160 км/ч устойчивого полета на моей памяти еще не показал ни один самолет. «Саванна» является универсальным воздушным джипом. «Саванна» стабильно устойчиво, как вертолет, на скорости 40 км/ч будет спокойно парашютировать. Что касается подготовки, то на самолете саванна в режиме горизонтального полета, в режиме кренов до 30? совершенно нет необходимости работать рулем направления, то есть все настолько компенсировано компоновкой, что в этом не возникает никакой необходимости. Так же пошаговый выпуск механизации с установкой практически на любой угол до 45? это придает самолету еще больше преимущества. Например при полетах при температурах окружающего воздуха от 30? и выше, вполне хватает выпустить механизацию на 2 – 3? и, не изменяя скоростных характеристик, можно продолжать полет как при стандартных условиях и самолет при этом все так же становится устойчив. Наличие сервотриммера, совмещенного с электрическим ручным триммером, дает возможность пилоту установить устойчивый режим горизонтальной пилотирования практически при любой загрузке. Сервотриммер снимает нагрузки и делает выполнение разных маневров более комфортным. Ход ручки на «Саванне» достаточно короткий по всем каналам, что делает его управление более приятным. На нем можно смело проводить первоначальное обучение, поскольку он обладает не только цельнометаллическим корпусом, но и «прощает» многие ошибки, которые могут возникнуть у курсантов. И курсантам, и инструкторам пилотирование данного самолета довольно комфортно. Кабина достаточно широкая, багажное отделение вместительное. Все эти характеристики самолета позволяют сказать, что он находится в оптимальной ценовой категории в сочетании цены и качества.

Фирма «Кондор» достаточно молодая фирма, но несмотря на это процесс сборки практически налажен. Им необходимо быть готовым к расширению производства, поскольку сейчас кластер малой авиации в Башкирии очень активно развивается, и необходимо быть готовым к конкуренции в сфере продаж сверхлегких самолетов.